Телефон:

   +7 903 205-91-81

Галерея скульптуры Сергея Казанцева

Написать письмо
Карта сайта

О скульптореГалереяНовостиСтатьиКонтакты

Вы находитесь здесь:      Главная страница Статьи Память в луче прожектора

Монументальная скульптура

Виды работ

Память в луче прожектора

14 Января, Среда, 2009

Тема войны в нашей стране получила многообразное воплощение в бронзе и граните, бетоне и стали, в произведениях монументального искусства и архитектуры. И свет, как специфический материал эмоционально-художественного воздействия, помогает трактовке образов

Архитектурно-скульптурные композиции разного масштаба и художественного достоинства стали создаваться сразу после победы на всей территории огромной страны, ибо не было города, поселка, деревни, аула, кишлака, хутора, не понесшего невосполнимые потери. Прежде всего, памятные знаки возникали на местах боев и трагических событий, а затем и в глубине страны. Например, памятник "Героям штурма Сапун-горы" под Севастополем был воздвигнут в 1944 году. Условно эти объекты можно разделить на тематические монументальные ансамбли и персональные (обычно однофигурные скульптуры или обелиски). По характеру воздействия их, так же весьма условно, можно классифицировать как героико-трагические и мажорно апофеозные. Общественно-политическая конъюнктура тех периодов, когда создавались эти композиции, диктовала то или иное настроение, тот или иной стиль, выдвигала на первый план тех или иных авторов.

Памятник маршалу Жукову (скульптор В. Клыков) перед Историческим музеем в Москве. Многие мемориальные композиции проектировались с участием света как специфического материала эмоционально-художественной трактовки их образов. Самый действенный вариант - это Вечный огонь на могилах Неизвестного Солдата во многих городах, начало которому положила столица, где в 1967 году в Александровском саду под кремлевской стеной у Арсенальной башни были торжественно захоронены останки безымянного воина с места сражения под Москвой. Трепетное пламя Вечного огня, слабо различимое днем, вечером становится зрительным центром, главным символическим и содержательным элементом всего архитектурно-светового ансамбля. Отбрасываемые пламенем тревожно мечущиеся тени мистически оживляют мемориал. Служащая фоном кремлевская стена, согласно проекту архитектора В. Г. Макаревича, должна была подсвечиваться снизу прожекторами, установленными на земле за голубыми елями.

К сожалению, этот замысел был реализован более тривиальным способом заливающего света.

В 1960-1970-е годы, когда в СССР создавались наиболее крупные мемориальные ансамбли на тему Великой Отечественной войны - Мамаев курган в Волгограде (1963-1967 гг.), Брестская крепость (1971 г.), Хатынь (1969 г.), Курган Славы под Минском (1969 г.), памятник Героям-Панфиловцам в Алма-Ате и др., - техника их освещения основывалась на энергоемких лампах старого поколения. Это были прожекторные лампы накаливания мощностью 500-3000 Вт, галогенные лампы в 1-2 кВт и дуговые ртутно-шаровые лампы в 500 Вт. В некоторых случаях, например для освещения мемориала Брестской крепости, в прожекторах использовались цветные светофильтры для усиления эмоционального воздействия светового ансамбля. Грандиозный по размерам мемориально-парковый ансамбль в Ленинабаде (скульптор В. В. Герасимов), строившийся в 1970-198-е годы, предусматривал создание по нашим эскизным разработкам светоцветового зонирования территории и комплексной, иерархизированной системы освещения монументов, малых форм и ландшафтных элементов. К сожалению, этот "домострой" остался незавершенным.

Фрагмент мемориала Парк Победы в МосквеВ более поздних произведениях этого жанра ("Малая земля" под Новороссийском, "Дубосеково" под Москвой и др.) использовались
более современные средства и приемы освещения. Так, впечатляющую систему освещения имел монументальный ансамбль того времени в Риге, возведенный в честь 40-летия освобождения Латвии от фашистской оккупации. Потоки интенсивного заливающего света прожекторов с новыми в то время металлогалогенными лампами эффектно высвечивали доминанту - обелиск, создавая над ансамблем необычный светящийся ореол во влажном балтийском воздухе. На земле в определенном ритмическом порядке стояли газонные светильники индивидуального дизайна. Это был редкий пример органичного встраивания осветительных элементов в "тело" объекта или в малые архитектурные формы. В 1995 году наша мастерская "встроила" осветительные приборы с натриевыми лампами в газоны у памятника Г. К. Жукову перед Историческим музеем, чтобы создать эффект "огненной" подсветки скульптуры маршала с земли, "с поля боя" (к сожалению, из-за конструктивных и эксплуатационных недостатков они сегодня не действуют).

На ряде объектов (Мамаев курган) старые осветительные установки в последние годы модернизированы - переведены на более энергоэкономичные разрядные лампы. Наиболее развитую систему освещения имеет самый крупномасштабный мемориальный объект, созданный к 50-летию окончания войны, - ансамбль Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Система создавалась на последних этапах строительства первоочередных объектов - главной эспланады
с обелиском Славы и фонтанами и Центрального музея Великой Отечественной войны. Кроваво-красные на фоне темного окружения фонтаны на главной эспланаде привлекают всеобщее внимание и вызывают неоднозначные оценки. Это самый психологически сильный элемент светового ансамбля, которому уступают по силе воздействия главные "фигуранты" - обелиск и музей. Обелиск освещен приемом заливающего света: батареи мощных прожекторов спрятаны ниже уровня площади в специальных, огороженных решетками квадратных углублениях. Цветность света нюансно изменяется от тепло-белого внизу до холодно-белого на шпиле, хотя некоторая разъюстировка прожекторов в процессе эксплуатации привела к нарушению градиентного светораспределения и появлению желтоватых и белых пятен на гранях обелиска-штыка. Фасады музея, как и храм Георгия Победоносца, освещены комбинированным - заливающим и локальным - светом. В целом же световая композиция ансамбля вполне традиционна, статична, за исключением функционирующих в летний период красных фонтанов. Освещение возникающих в разных зонах парка новых объектов - монументов, храмов - не меняет общего характера. Думается, что такой знаковый ансамбль рубежа ХХ-XXI веков мог бы иметь более созвучное времени освещение, основанное на единой светопланировочной идее с применением встроенных в архитектурные формы систем, в том числе многорежимного динамического света с включением в общее решение ландшафтных элементов.

Панорама Парка Победы в Москве.Сейчас пожарными темпами идет проектирование и строительство нового объекта - памятника странам - участникам антигитлеровской коалиции. Размещен он будет на Аллее Партизан за музеем, на центральной планировочной оси Парка Победы. В составе проекта есть раздел архитектурного освещения (Моспроект-3). В мастерской скульптора С. А. Щербакова на модели четырехфигурного памятника проведено первичное светомоделирование, позволившее определить приемлемые для реальных условий места установки основной группы прожекторов заливающего света.

Главным фасадом памятник обращен на юго-запад, поэтому при солнечном освещении "рисующий" свет падает на него справа. Это направление, более высокая интенсивность и теплый оттенок света сохранены и в прожекторном освещении.

Для лучшей светомоделировки фигур воинов слева предусмотрена дополнительная, "рефлекторная" подсветка холодно-белым светом теневых зон скульптуры. Обелиск за скульптурной группой имеет "персональную" систему освещения, отрывающую его от фигур воинов и создающую зрительную динамику по вертикали: внизу - локальная подсветка желтым светом (символические отблески пламени войны), вверху - интенсивный "легкий" холодно-белый свет, переходящий в голубой на эмблеме ООН, венчающей обелиск.

Tribune to Victory Мемориал Колизеум в Лос3Анджелесе, 1945 г.В общем подиуме памятника предусмотренвстроенные в мощение и в стенки парадной лестницы светильники локальной подсветки. Ели по обе стороны аллеи в зоне монумента освещаются зеленым или синим (будет уточнено натурным светомоделированием) светом подземных прожекторов. Ускоренные темпы и катастрофически сжатые сроки проектирования создают много сложностей, в том числе вероятность срыва поставки импортных осветительных приборов.

Комплекс проблем, которые можно обозначить как "свет и монумент", относится не только к мемориальным объектам, но и ко всем произведениям монументального искусства. Эти проблемы почти не исследованы, хотя чрезвычайнважны, на мой взгляд, даже более важны, чем в других областях архитектуры. Символическая, эмоционально-образная, ассоциативная, информационная нагрузка на свет (в первую очередь, рукотворный, управляемый искусственный свет) в этом жанре может и должна быть существенно выше, чем при освещении других объектов. Этому способствует быстрое и непрерывное развитие техники освещения, а также тенденции развития современного искусства и общественного сознания. Однако создание произведений светового искусства как второй, "ночной ипостаси" монументов, обладающей несомненной художественной самоценностью, невозможно без использования принципа "светонесущих объектов", когда встроенные осветительные системы становятся Центральная фигура мемориала - Родина-Мать зовет. органичными элементами их материальной структуры. Для этого должна в определенной мере измениться сама психология и методология творчества.

Пора начать мыслить образами не одной, а двух световых сред - дня и ночи. Освещаемой ночи.

Посвящение Победе

Когда речь заходит о победе в Великой Отечественной войне, едва ли не первое, что вспоминают очевидцы реальных событий или зрители кинохроник, - это захватывающие картины ночного неба, исполосованного лучами зенитных прожекторов и расцвеченного буйными салютами.

В этих картинах образно отражен и трагизм темы, и апофеоз победы. Не только мы в СССР, но и наши союзники использовали в произведениях о войне этот прием для выражения пафоса общей великой Виктории во Второй мировой войне. Поэтому жаль, что в современных праздничных иллюминациях из двух "действующих лиц" практически осталось лишь одно, на мой взгляд, не главное, - фейерверк.

С исчезновением лучей прожекторов из темы ушла напряженно-трагическая нота, очень важная, содержательная и необходимая для памяти поколений. А что, если в юбилейные дни буквально, в полном объеме, при полузатемненном уличном освещении воспроизвести в столице и других городах России майский салют 1945 года? Ведь повторяем же мы марш Победы с участием реальных ветеранов...

Говорят, что в Москве будет устроено современное световое шоу, по характеру и эмоциональному содержанию вряд ли близкое оригиналу. Поживем - увидим.

Композиция Скорбящая мать Композиция Стоять насмерть!

Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде. Реконструкция системы освещения к 60-летию Победы - компания "Промсвет", Н. Новгород. Прожекторы DecoFlood и встраиваемые в грунт прожекторы Pompei, а также металлогалогенные лампы с керамическими горелками CDM Mastercolor PHILIPS позволяют выявить не только форму объектов, но и цветовые оттенки материалов, из которых они выполнены

Автор статьи: Николай Щепетков
http://www.illuminator.ru


Скульптура Леонардо да Винчи, парковая статуя

Леонардо да Винчи

 Открытие парковой скульптуры Леонардо да Винчи. Скульптор, народный художник России Сергей Казанцев. Материал изготовления искусственный мрамор (на основе бетона).

Скульптура Парковая рельеф Чехов и Левитан

Чехов и Левитан - открытие памятника

Открытие скульптурной композиции "Чехов и Левитан"

Памятник Карбышеву

Генерал Карбышев

 Открытие памятника бюста Генералу Карбышеву. Московская область

Скульптура Парковая рельеф Чехов и Левитан

Чехов и Левитан - рельеф

Парковая скульптурная композиция Чехов и Левитан. Истринский р-н  д. Бабкино. Искусственный мрамор, 2008 300х245х50

Аллея героев бюсты

Аллея героев

Открытие аллеи героев в Подмосковной воинской части.

Скульптура икона Неопалимая купина

Икона Неопалимая Купина

 Открытие скульптурной композиции иконы Неопалимая Купина. Управление по Чрезвычайным ситуациям. Истринский район Московской Области.

Скульптурная композиция Истра

Истра

Образ девушки реки Истра, созданный скульптором Казанцевым украшает центральную площадь города Истра.

Скульптура Богоматерь Оранта. Скульптор Сергей Казанцев

Богоматерь Оранта

Открытие Скульптурной композиции Богоматерь Оранта.

Скульптура Россия мрамор

Скульптурная Композиция Россия

 Скульптурная композиция из мрамора Россия. Городской парк г. Россошь.

Скульптурная композиция Россия мрамор

Россия Городской парк

Мраморная скульптурная композиция "Россия". город Россошь

Рельеф Мраморный Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве

Композиция "Слово о полку Игореве" выполнена в мраморе. Рельеф.


© 2009 Галерея скульптуры Сергея Казанцева
При использовании материалов, ссылка на сайт обязательна

+7 903 205-91-81